До сих пор не получены какие-либо свидетельства о существовании в жизни первобытных людей танца «для души». В чистом виде таких танцев у них не могло быть.
Изучение условий существования аборигенов некоторых стран (Австралии, Африки, Новой Зеландии (родина огненного шоу) и ряда островов) убедительно доказывает, что у них танец как таковой отсутствует, и если встречаются какие-то ситуации, когда необходимо сделать некие ритма пластические движения, то они, безусловно, связаны с жизнедеятельностью данной этнической группы.
В одном случае мужчины встают в круг и хлопают в ладоши. В центр круга выходит один из соплеменников и начинает прыгать вверх. Не заметив признаков утомления, все убеждаются, что человек не обессилен, здоров и способен приносить пользу племени.
В другом случае - это передача опыта, охотничьих, боевых и трудовых навыков или обучение детей определенным приемам через обряды и игры. Несложный танец ритмически соответствовал ритму трудового процесса, охоты или песни, сопровождающей игру. Он также служил элементарной проверкой сердца, легких и мышц перед трудным переходом, охотой. (Сомнительно, что после тридцатилетнего лежания на печи Илья Муромец смог быть в бойцовской форме. Лошади после долгого стояния в стойле падают, если их сразу выпустить на Дистанцию.)
Тяжело жили наши предки. Борьба за существование не оставляла времени для отвлеченных занятий и часто Даже для детских игр.
Научившись ходить, ребенок начинает помогать в нехитром хозяйстве своего племени. Его игрушки - маленькие копии орудий труда или охоты. И если это игра, имитирующая труд, то танец - репетиция предстоящего коллективного процесса, своеобразная планерка, в которой участвуют кроме руководителей все исполнители. Если танцы первобытного периода были общественно-рациональным действием, то современные бальные танцы и пляски давно утвердились в качестве эмоционального самовыражения отдельной личности в коллективном мероприятии. Из всего сказанного вытекает банальная мысль: первобытному человеку некогда было заниматься «танцульками», иначе он бы не выжил. Труд в различных его видах был основой существования, и все подчинялось только ему. Танец как необходимый для жизнедеятельности человека элемент досуга вошел в жизнь опробованной ритмопластикой для Демонстрации ловкости, силы, умения и настроения намного позднее.
Безусловно, женщины выделяли подвижных и «танцевальных» исполнителей ритуалов. Кроме того, удачливому охотнику предоставлялось право в «сольном» танце (если он не был покалечен во время охоты) живописно показать наиболее интересный момент своего подвига.
Интересно, что у членов племени, от которых по укладу жижни и природным условиям требуется большая отдача сил, ритуальные танцы занимают очень много времени и построены так, что участнику необходимо выдержать значительную физическую нагрузку. Это вполне понятно. Тяжелые, многодневные переходы или преследование крупного зверя, которого убить не так-то просто, вынуждали старших членов общества постоянно передавать опыт молодым. Возможно, ритуальный танец в какой-то мере выполнял эту роль.
Обеспечение элементарного выживания требовало концентрации силы всего племени на животных, особенно крупных. Это были достойные противники, заставлявшие уважительно относиться к своей персоне. Перед встречей с ними не грех и отрепетировать ее, учитывая, что зверь вряд ли будет спокойно лицезреть врагов, планирующих его убийство. Поэтому «отплясывали» до встречи с ним, а заодно в танце договаривались о том, как наилучшим образом провести мероприятие.
Примитивный словарный запас наших предков дает право предположить, что танец был как бы сурдопереводом образных мыслей, объясняющим различные приемы и процессы иллюстративно. Даже сейчас многие люди при затруднениях в подборе нужного слова подкрепляют свою речь мимикой или жестом.
Церемония, изображающая предстоящие Действия, становилась школой для подрастающего поколения, где уроки давали опытные и удачливые представители племени. Нарисованный на земле облик зверя был неудобен для активного обучения начинающих, тем более для изучения его повадок, поэтому его заменяет сам человек, наиболее способный из всех охотников, умеющий изобразить поведение животного в различных ситуациях. Подражая зверю, танцующий считает себя его душой. Возникает танец - игра, в основе которого идея перевоплощения. Человек-солист олицетворял зверя, который в данное время в нем живет и действует. Для большей убедительности применяли маску и костюм, напоминающие противника, на которого предстояло охотиться. Так мог появиться первый образный танец.
Подвижный объект внес изменения в структуру ритуала. Потребовалось выработать целый комплекс действий, включающий в себя взаимоотношения охотников и обреченной на смерть жертвы. Появляются фигуры ритуала: змейки, цепочки, изображающие преследование, параллельные линии,загоны, круги, окружения зверя, а дальше можно фантазировать сколько угодно. С появлением осмысленного ритуала начинается художественная деятельность человека предтеча творчества. Возможно, счастливые совпадения деталей удачной охоты и предшествовавшего ему ритуала стали причиной ланейно-образного внедрения в быт людей различных церемоний и обрядов. Не исключено, что эта благодарность выражалась в танце.
Первобытного человека окружал загадочный мир. Не зная причин стихийных явлений, отождествляя их с таинственными существами, человек искал мирный способ воздействия на них. Ритуал храбрости, повелевали огнем, ходьба по огненным дорожкам и т.д.
Бесконтактными способами могли быть восхваление, мольба, угроза, приношение жертв. И сегодня в Чечне исполняются круговые мужские танцы перед принятием очень серьезных решений.
Благополучное избавление от стихийного бедствия, результативная охота или рыбалка, смена времен года все это находило отклик в радостных и торжественных обрядах. Обычно они заканчивались всеобщим ликованием, не нарушившим ритуального этикета. Все наши современные праздники и различных формах проявления яркий пример таких устоявшихся традиций. Не менее выразительно отмечал наш предок свои поражения и трагические потери в борьбе за существование, В том числе близких ему людей. Тщательно регламентированные траурные обряды и шествия — тоже наследие, пережившее века.
Разительные перемены претерпел брачный танец, превратившийся в праздничный обряд, в котором участвуют не только члены племени, но и приглашенные из других общин.
Укрепление верований сопровождалось ростом разновидностей религиозно-ритуальных представлений. Не даром, казалось бы на мирное и романтичное мероприятие приглашают экстремальные коллективы: огненные шоу, факиры, иллюзионистов и другие. Родовая память несет в себе бремя тягости и воспоминаний. Тягости с сильному красивому и мощному.
Генетическая память в ритуалах и магических обрядах в каждом человеке. Будь он в паходе или на пикнике, Огонь - привлекает сознание и окунает нас в омут древних воспоминаний, и дает прилив сил и мудрости.
В чем причина совместного существования религиозных догм, музыки, изображений и танцевального, ритмического искусства? Дело в том, что искусство нащупывает подходы к нашему подсознанию, к скрытым резервам психологического актива личности. Ритм, музыки, костюмы, гармония пластики и красок овладевающих сознанием человека. Массовый психоз и самогипноз включаются в общий процесс. Проделывая эту черновую работу, искусство распахивает настежь двери сознания для проникновения догматических фактов и доводов, оказывая тем самым неоценимую услугу религии.
Изначальное существование культового и обрядового творчества было немыслимо без мифологических представлений. Любой миф несет в своей основе определенные мысли и образы, которые трактуют философию общества, а философия канонизирует миф, дополняя его необходимыми для общественного воздействия фактами и деталями. Затем прозаическое повествование может о6лачаться в поэтический текст, сочетаться с музыкой, танцами и декором, в том числе костюмами и образами. Совершенно не случайно древняя религия использовала ритуальные танцы во время исполнения культовых обрядов. Церемония, включаюшая большую группу людей, создает наэлектризованную атмосферу вокруг действия, способствуя получению необходимого эффекта. Немаловажная роль отводилась в обрядах специально песенном - музыкальному сопровождению, характеру телодвижений, общему темпу и количеству времени, необходимому для того, чтобы наибольшее количество участвующих поддались экстазу и самогипнозу.
Со временем обряды становились потребностью каждого члена общества, где сам процесс их исполнения и ожидаемый результат являлись всеобщим достоянием. Каждый участник был потенциальным производителем духовных ценностей и его же потребителем. Постепенно общество начинает выделять наиболее выразительных участников мифологического представления, главным образом толковых организаторов или людей, способных убедить и увлечь Других своей фанатической, религиозной Экспрессией. Это еще не духовенство, но уже профессиональный культовый служащий: шаман, прорицатель‚ колдун, знахарь и т. д. Каждое племя имело своего в чем-то выдающегося соплеменника, выполнявшего функции посредника между людьми и духами — божествами, символизировавшими природные явления или мельчайшие элементы быта и деятельности человека.
Как выполнялась культовая служба? В первую очередь соблюдались традиционные обрядовые церемонии, которыми руководил жрец-шаман. Он обязан был один или с очень малым количеством помощников создать соответствующее настроение и выполнить те функции, которые до того исполнял коллектив, племя. Было ли это специальной песней с танцем или демонстрация некоего исступленного состояния (общения с Духами) -судить трудно. Безусловно, у каждого племени все было по своему.
Еще совсем недавно наши северные народы (чукчи, эвенки и др.) не обходились без шамана и обращались к нему по разным поводам (изгнание злого духа из тела больного, выход рыбаков в море, совершение Сделок, борьба с противником и т. д.). Шаман приводил себя в состояние особого экстаза и, сопровождая свои действия ритуальным танцем, заклинаниями и ударами в бубен, начинал камлание. Со временем переход в такое состояние становился профессиональным навыком. Мастерство оттачивалось, а психика доводилась до крайнего нервного истощения. Искусственные или естественные нервно истерические припадки были кульминационным моментом культового действия. Начинался момент «общения» с духами. Прототипом шаманов и их действия нашли отражение в современной жизни, в различных видах искусства от танцевальных номеров для детей, народных коллективов, до шоу бизнеса: лазерное шоу (проекции и управление природы и нереальных возможностей человека), фейерверков (разноцветные взрывы в небесах - для отпугивания злых сил) стали традицией всего мира.
Если смыслом первобытно-культового служения была борьба с духами, их убеждение или заклинание, то с появлением первых представителей духовенства сместился в сторону уговаривания этих грозных сил. Духовенство постепенно отделяется в обособленную группу, оставаясь влиятельной, но самостоятельной частью общества и в свою очередь объединяет людей для проведения ритуальных мероприятий, способных приводить себя в определенное состояние, исполнять эффектные действия, петь, играть на музыкальных инструментах, выполнять художественные работы. Таким образом, необходимость В специалистах в определенных видах искусства дает толчок к профессионализации творческой Деятельности.
Формирование культурной жизни общества вносит свой вклад в построение общественных взаимоотношений и ведет к появлению прослойки общества, которая занимается только искусством.
В дальнейшем процесс экономического и социального расслоения общества изменит и характер художественной деятельности. Искусство перестает быть синкретичным (не расчлененным) и распадается на различные творческие направления, которые, развиваясь по присущим для них законам, обрастают своими традициями.